Хакатон для практикующих разработчиков – это, пожалуй, одна из основных форм взаимодействия, решения проблемных ситуаций, которые возникают в реальных компаниях. В разных городах России и за её пределами уже не один год проводятся такие IT-состязания, однако в Смоленске хакатоны появились совсем недавно. Площадкой для этих мероприятий выступил Центр цифрового образования «IT-Куб», а особенностью смоленских хакатонов стало то, что в них принимают участие только школьники. Наставники Центра рассказали о зарождении традиции проведения этих соревнований и успехах – а они уже есть.
Справка «МК в Смоленске»
Национальный проект «Образование», реализуемый в России по инициативе Президента Владимира Путина, нацелен на решение двух ключевых задач. Это обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В рамках реализации нацпроекта в Смоленской области за последние несколько лет появилось значительное количество центров дополнительного образования, в частности, обучающих школьников IT-технологиям.
Один из них – Центр цифрового образования «IT-Куб», открывшийся на площадке Смоленской областной технологической академии при поддержке администрации региона. На сегодняшний день организация дополнительного образования сотрудничает со школами и детскими садами области, является площадкой для повышения квалификации учителей информатики. Наставники центра являются авторами образовательных курсов и интенсивов, участвует во всех значимых IT-мероприятиях нашего региона.
Что такое «хакатон»?
Хакатон – это соревнование для разработчиков, задачей которого является создание полноценного программного обеспечения. Сам термин «хакатон» появился в 1999 году – он сложился из частей слов «хакер» и «марафон».
В команды участников входят программисты, дизайнеры и менеджеры. Состязания могут длиться от нескольких часов до нескольких дней. Начиная с середины 2000-х годов хакатоны стали более распространёнными и рассматривались компаниями и инвесторами как способ быстрой разработки новых программных технологий или областей инвестирования. Некоторые известные компании были созданы именно на хакатонах, например GroupMe, появившаяся на хакатоне конференции TechCrunch Disrupt 2010; в 2011 она была куплена компанией Skype за 85 млн долларов.
Каждый хакатон сфокусирован на определённой области, например, языке программирования, операционной системе, приложении, программном интерфейсе.
Первый хакатон в Смоленске
В конце 2021 года в Центре «IT-Куб» состоялся новогодний хакатон для школьников – мероприятие такого типа, по словам организаторов, стало первым в областном центре, хотя смоленские школьники и студенты не раз участвовали в подобных соревнованиях в других регионах России и за её пределами.
Экспертами первого хакатона выступили педагог-наставник Центра «IT-Куб» Дмитрий Антонов, преподаватель Смоленского государственного университета Александр Жарков, представитель международного контакт-центра «Гран» Давид Боханов и журналист «Объединённой редакции» Александра Ковалёва. Здесь стоит пояснить, что людей не из сферы IT в состав жюри включают намеренно: они должны оценить представленные проекты с точки зрения обычного человека, не разбирающегося в хитростях программирования и информатики.
– Мы первый раз на базе «IT-Куба» попытались провести действительно полноценный хакатон как вид соревнований, который характерен именно для сферы программирования, – рассказывает директор Центра Татьяна КУДРЯВЦЕВА. – Мы подумали, что когда у нас есть ребята, обучающиеся по направлениям «Мобильная разработка», «Программирование на Python», «WEB-дизайн и разработка» и имеющие опыт работы с проектами, как раз и появилась возможность провести это мероприятие.
Темой хакатона стало «Образование». Организаторы изначально озвучили несколько направлений, которые они хотели бы реализовать на базе Центра для облегчения работы преподавателей и их взаимодействия с учениками. На протяжении семи часов ребята продумывали идею, проектировали интерфейс, разрабатывали функционал и готовили проект к защите.
Всего на суд жюри было представлено пять проектов: «Система управления обучением (LMS) по программированию», «Универсальная система управления обучением для Центра "IT-Куб. Смоленск"», «Приложение по подготовке наградной документации», «Telegram-бот для верстки наградной документации» и «Система для тестирования сотрудников кол-центра».
Выступление команд включало не только описание функционала приложения и использованных технологий, но и план развития проекта, возможности его внедрения.
Татьяна Кудрявцева отмечает, что наиболее сложным моментом для участников стала командная работа. Многие ребята не были друг с другом знакомы, а за семь часов им нужно было собрать единую команду, распределить обязанности и подготовиться к защите:
– Защита – это отдельный вопрос, это проблема для преподавателей, потому что ребята зачастую не умеют правильно презентовать свои достойные проекты. Но мы увидели яркие примеры хороших защит, когда ребята самостоятельно подготовились, создали презентацию, отработали её по тем критериям, которые были даны в условиях конкурса. А если даже технически они какие-то блоки не успели сделать, они смогли прорисовать тот функционал, который предполагается доработать. То есть они видят возможности своего проекта и могут об этом рассказать. Если бы на подготовку проекта у них было не семь часов, а семь дней, то можно представить, насколько высок бы был уровень их программного обеспечения!
По единогласному решению экспертов победителем первого хакатона стала команда «Питошечка», в которую входили Александр Родионов, Евгений Петров и Дмитрий Евдокимов. Ребята представили проект «Система управления обучением (LMS) по программированию».
– Это первый хакатон, в котором я участвовал, – поделился впечатлениями Александр РОДИОНОВ. – Мне очень понравилось, хотя было непросто. Тяжелее всего мне далась непосредственно работа в команде: нужно было распределять силы, понимать, кто сколько сможет сделать. Идея проекта лично у меня была давно. Я сам учусь на многих курсах: в «Сириусе», на Stepik, во многих системах на Moodle, и у них всех есть определённые минусы. Например, это проверка задач. Часто бывает, что задачи проверяют очень долго. Решению этой проблемы было уделено особое внимание в нашем проекте. Мы довольны результатом! Победа – это, конечно, очень хорошо, но особенное удовольствие нам принесло само времяпрепровождение!
– Формат работы в команде, как мы заметили, для наших учеников идеален. Длительная работа, стрессовая ситуация и условия, когда нужно делать быстро, выдавать результат – всё это, безусловно, максимально развивает необходимые навыки, – говорит Татьяна Кудряцева.
И организаторы поняли, что подобные мероприятия на базе Центра должны продолжаться.
Отметим, что идеи, которые возникли на хакатоне, были представлены в полной реализации при защите итоговых проектов в конце учебного года.
Так, сейчас наставники Центра активно используют приложение «Верстальщик наградных документов», сделанное учениками.
– Мы проводим очень много мероприятий. За одну неделю нам иногда нужно наградить двести и более человек и вручить им сертификаты. Печатать каждый сертификат вручную трудно и долго. А с использованием этого приложения мы делаем все наградные документы в течение пяти минут. Это быстро, эффективно и очень помогает нам в работе, – поясняет Татьяна Кудрявцева.
Хакатон с элементами магии
В начале 2023 года в «IT-Кубе» состоялся Второй школьный хакатон по программированию ProgramMagic. Девизом мероприятия стали слова «Быстро, удобно, каждому».
– Всего лишь одна фраза, но за ней скрывается очень многое, – рассказывает Татьяна Кудрявцева. – Участникам надо было придумать и представить такой проект, который сможет охватить широкую разноплановую аудиторию. Он должен быть быстрым в использовании и удобным для разных возрастных категорий пользователей, с разным уровнем подготовки.
В хакатоне приняли участие 7 команд по 3 человека – ученики Центра первого и второго года обучения по направлениям «Лицей Академии Яндекса», «IT-школа Samsung» и «Web-разработка».
Важным преимуществом второго хакатона стало привлечение большого количества партнёров, среди которых были и Центр «Мой бизнес», и компании, работающие в сфере информационных технологий и связи. Благодаря их поддержке удалось создать волшебную атмосферу в стилистике вселенной Гарри Поттера. Ведь программирование, смеются организаторы, для многих тоже является своего рода магией.
Среди участников конкурса были ребята, которые уже добились IT немалых успехов в сфере. Так, Николай Шиленко принимал участие в федеральном этапе X Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), где завоевал третье место в категории «Юниоры». Ещё одна участница хакатона – Мария Неустроева. Девушка сейчас обучается в Смоленской академии профессионального образования на четвёртом курсе, а в «IT-Кубе» она проходила курс по веб-дизайну. Мария принимала участие в региональном этапе X Национального чемпионата «Молодые профессионалы», где заняла первое место. Юной разработчице, к слову, предложили стажировку в одной из смоленских компаний.
Дементоры
Помимо участников и экспертов на хакатоне присутствовали менторы, задачей которых было помогать решать технические проблемы и отвечать на вопросы, возникшие у участников.
В качестве таких кураторов выступили выпускники «Лицея Академии Яндекса» прошлых лет Даниил Зайцев, Альберт Николаев и Егор Горбачёв.
Егор окончил Лицей в 2019 году и вошел в Топ-80 лучших выпускников образовательного проекта, который тогда уже активно работал на территории всей России и Казахстана. Егора Горбачёва и ещё двух смолян (Ивана Пушкарёва и Георгия Шукалова) пригласили на выпускной в московский офис «Яндекса». Там смоленская команда приняла участие во Всероссийском хакатоне и заняла третье место. Сейчас Егор – старший программист интернет-платформы, на которой представлены авторские работы мастеров декоративно-прикладного искусства, в том числе и смоленских.
Альберт Николаев и Даниил Зайцев – выпускники прошлого года. Одним из успешных проектов ребят стала программа-помощник для проведения собеседований. В проекте использовалась нейросеть, и идея программы заключалась в том, чтобы развить её до такого уровня, чтобы она сама могла проводить беседу с потенциальными работниками. Люди могут некоторые факторы или вообще не учитывать, или учитывать неправильно. Нейросеть же сможет составлять наиболее объективные прогнозы по поводу качества работы собеседника, возможно, выявит связь между возрастом, образом жизни, семейным положением и этим самым качеством.
Поучаствовав в хакатонах и в качестве разработчика, и в качестве ментора, Даниил Зайцев отмечает, что подобные мероприятия – это в первую очередь отличная возможность проявить себя, отработать навыки защиты проектов. А защитить то, что сделал, бывает труднее, чем написать код.
А судьи кто?
Главным этапом хакатона стала защита. Здесь команды должны были представить результаты своей работы перед жюри. Приложения получились очень разноплановыми: от добавления новых опций в известные социальные сети и мессенджеры до коммунальных счётчиков.
Эксперты оценивали проекты по десяти критериям, включающим новизну идеи, целевую аудиторию, возможность монетизации, соответствие интерфейса стандартам.
На подобных соревнованиях, как правило, разработчики уже ищут потенциальных работодателей, покупателей, заключают контракты. Эксперты на хакатонах – это представители крупных компаний, которые смотрят не только на уверенность при защите проекта, но и на рентабельность продукта. Отметим, состав жюри второго хакатона расширился по сравнению с первым – в число экспертов, помимо сотрудников и руководителей Центра «Мой бизнес» и IT-компаний, вошли и представители банковского сектора. Они не только оценивали и критиковали, но и выделяли сильные стороны проектов и подсказывали, как их развить.
Просто сделай это!
Команда Just do it показала экологический проект, который представляет из себя гид с точками по городу, где размещены контейнеры раздельного сбора отходов. Данное приложение, по задумке авторов, начисляет бонусы за утилизированный мусор.
– Проект предполагает очень большой охват пользователей. За переработку участникам будут начисляться баллы, которые можно потом будет выгодно обменять, – поясняет разработчик Константин ДРОБЯЗКИН.
Использование приложения крупными компаниями, считают ребята, положительно будет влиять на имидж этих организаций.
Жюри конкурса очень эмоционально отреагировало на проект.
– Мне очень приятно, когда молодёжь поднимает саму тематику экологии, – прокомментировала работу школьников Екатерина СВЕТАЙЛО, бизнес-тренер Центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес». – Ребята уже задумываются о своём будущем и будущем планеты. И это здорово! Если не предпринимать никаких шагов сейчас, через несколько десятков лет мы будем жить на мусорных островах. Зачастую именно у молодёжи зарождаются гениальные идеи. Например, над проблемой очистки океана от пластика бились все ученые мира, а решение придумал девятнадцатилетний парень.
Екатерина Светайло выразила надежду на то, что проект Just do it будет доделан, и посоветовала ребятам связаться с сообществом «Чистый Смоленск», которому, по мнению эксперта, данное приложение просто необходимо в работе.
Отметим, что в прошлом году на финальной защите проектов Центра эксперт также горячо поддержала проект по экологии. Приложение Алёны Новиковой «Зелёный дом» содержало систематизированную информацию о состоянии экологии России и об организациях, борющихся с загрязнением окружающей среды. В рамках проекта также разработана игра для дошкольников WALL-E, в которой робот должен собрать мусор за определённое время, создан экологический форум, где гости могут поделиться своим мнением и обсудить волнующие их вопросы.
Проект оказался настолько интересным, что Росприроднадзор попросил у Алёны разрешение разместить ссылку на приложение на официальном сайте ведомства.
«Нет» родительскому контролю?
Ещё один запоминающийся проект представила команда WEB tag. Ребята решили разработать облегчённую версию системы «Родительский контроль».
Юные айтишники объяснили, что детям не очень комфортно, когда взрослые следят за каждым их перемещением, поэтому предложили свой вариант приложения.
– Когда ребёнок приходит домой, – рассказывает Леонид КОЛЫШКИН, – его телефон автоматически подключается к домашней Wi-Fi-сети. Наше приложение, работающее в фоновом режиме, определяет, пришёл ребёнок домой или нет. Если ребёнок дома, оно отравляет родителям сообщение в «Телеграме».
Просто съешь это!
А победителем по единогласному решению жюри стал проект Just eat it. Это приложение помогает пользователям подобрать на ужин блюдо и необходимые продукты для него.
Эксперты отметили, что при дальнейшей работе приложение может стать «бриллиантовой нишей». Жюри посоветовало добавить функцию, чтобы приложение вело подсчёт калорий продуктов и получившегося блюда.
– На сегодняшний день, – добавила Екатерина Светайло, – нутрициология становится очень популярной. И приложение, где можно составлять особое меню для детей, для пожилых людей, для пользователей, имеющих какие-либо заболевания, например, диабет, имело бы огромный спрос.
Только вперёд!
Жюри было приятно удивлено результатами работы ребят: все участники получили ценные подарки и свою порцию аплодисментов.
– Я вижу, что ваши проекты уже на этой стадии не уступают некоторым дипломным работам в вузах, – похвалил юных программистов Ярослав ВАСИЛЬЕВ, первый заместитель генерального директора Центра «Мой бизнес» – директор Центра кластерного развития. – А я периодически присутствую в высших учебных заведениях на подобных мероприятиях. Мне все проекты понравились. И несмотря на то, что победитель только один, у меня большая просьба: доделайте свои проекты и постарайтесь их реализовать. Это будет очень здорово!
– Как человек, который был участником большого количества хакатонов, могу сказать, что даже взрослым командам разработчиков достаточно тяжело сделать проект за 24 или даже 48 часов, – подытожил IT-встречу Владислав КОВАЛЁВ, наставник центра «IT-Куб» по направлениям «Лицей академии Яндекса» и «IT-школа Samsung». – На одном из соревнований в Минске мы видели, как выгружалась команда из семи человек. Профессиональные разработчики приехали со своими ПК, однако это не помогло им вовремя завершить проект – за час до защиты они просто собрали всё оборудование и уехали. Наши ребята, которые ещё только учатся программировать, за семь часов представили жюри свои наработки! И на самом деле, я считаю, что, несмотря на недочёты, у этих проектов большое будущее, и я надеюсь, что они будут доделаны. А своим ученикам я советую как можно больше участвовать в подобных состязаниях, изучать современные технологии, и тогда через пару лет ребята смогут создавать уже продуманные проекты и выходить на инвесторов. Я очень рад, что у нас в Смоленске начинают проходить такие хакатоны. Да, пока они только для школьников, но мы задумываемся о том, чтобы развиваться, привлекать вузы и делать ещё более интересные IT-мероприятия.