Уважаемые читатели, у нас в гостях бывший вице-мэр - главный архитектор Смоленска Николай Васнецов.
- Добрый день, Николай Борисович! Нам известно, что Вы занимались, в том числе, и церковным строительством. Поговорим о Смоленске церковном с точки зрения архитектуры. Смоленск город древний, имеющий глубокие культурные корни, особенно в вопросе церковной жизни. Что можно сказать о современном положении церковного искусства, сохранились ли традиции прежних времен, как это влияет на развитие города?
- Прежде всего отметим, что Смоленск церковный в духовном, догматическом смысле никак не изменился от времен крещения Руси.
Есть сведения о пещерном, подобно Киеву, но более раннем христианском монастыре в древнем детинце Смоленска, ныне улица Войкова, ранее Воскресенская. Княжеская аристократия на Руси первой принимала христианство. Их потомки, став Божьими отшельниками, где жили, там и основали свою обитель, в древнем детинце. Но в тот период, как и при княгине Ольге, это явление имело внутренний частный характер, не влияющий на сложившееся расселение. Хотя это обстоятельство впоследствии повлияло на выбор места нового детинца князем Владимиром Мономахом, там, где ныне стоит Успенский собор. Светская жизнь княжеского двора позволяла строить храмы, но не могла мешаться с укладом христианских подвижников.
Позднее от церковных событий менялся строй города. Нам этот этап церковного Смоленска известен "с приходом иконы Смоленской Божией Матери". Влияние этой святыни, писаной святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы на народ, было безусловно. "Ее приход" отразился в градообразующем спектре. Изменился уклад расселения. Разбросанные жилые очаги потянулись в слободские образования ближе к духовному центру. Заложилось моноцентрическое образование города. Так, к примеру, растворилось известное Гнездово. Как известно это стало происходить при Владимире Мономахе.
Концентрация населения позволила строительство множества "каменных" храмов. Город, в союзе кривичского расселения, укрепил черты княжеского единства и могущества, ни чем не уступающие Новгороду, Киеву и другим центрам Руси. Вот так в те времена влияли на жизнь городов и их развитие принятие христианских святынь и устоев.
- Что можно сказать об этом в наше время?
- Влияние церковных объектов отразились в названиях слобод, пронизывающих город. Строительство церквей и часовен, их именования были духовным выбором проживающего населения в этих слободах, и не в коем случае не навязанного, как думают неискушенные люди. У народа было такое общее мировоззрение. Слободы могли носить именные или событийные названия, но часто назывались по имени церковного объекта. Впоследствии ими назывались улицы. В этих названиях заключалась история города.
После революции 1917 года многое изменилось в вопросе духовного восприятия. Ценности мировоззрения были подменены. Сегодня, обращаясь к каноническим основам, вспомним, что в созидании Мироустроения первым было Слово. Все началось с него. Мы болеем, когда искажаем Слово. Это влияет на жизнь города, особенно когда идет подмена заложенного смысла. ХХ век претерпел это заболевание, и ранее продиктованные выбором народного мировоззрения названые улицы подменены чуждыми понятиями.
Сейчас Смоленские улицы носят имена, которые не имеют отношение к истории города. Какое отношение имеет Марсель Кашен главный редактор французской коммунистической газеты "Юманите" к Смоленску? Оказывается, проезжая мимо на железнодорожной станции вышел покурить. Так в угоду бестактным временам перестало существовать название улицы Петра и Павла. Ну и конечно, причем здесь на околотках старинных кварталов звучание "Реввоенсовет" вместо спокойной улицы Спасская? Список необъяснимых переименований можно продолжить. А мы говорим о туризме старого Смоленска, где словообразование является определяющим, но слышим и видим неистово введенные яростные звучания злоречивой эпохи.
Достаточно посмотреть на личность Петра Лазаревича Войкова, именем которого обозвали улицу Воскресенскую. Об этом, следует знать жителям данной и прилегающей местности. Согласно воспоминаниям свидетеля дипломата Беседовского - «самый настоящий террорист и разрушитель государственности». Личность имеющая прямое отношение к расстрелу царской семьи. Есть сведения, что именно Войков и его соучастники добивали штыками раненых дочерей царя Николая Романова. Сегодня, улица Воскресенская, место княжеской крепости - детинца и древнейшего монастыря, обезображена в слове - это древняя слава города.
Как к архитектору города, ко мне обращались прихожане церквей Смоленска с просьбой переименовать улицы Войкова и Реввоенсовета на прежние названия Воскресенская и Спасская. Подписей было более трехсот. Понятно, что на этих улицах стоят храмы, и возращение именований укладываются в понятия даже непосвященных людей. По малочисленной населенности улиц это было сделать не так трудно. Была проведена топонимическая комиссия, и казалось бы, простой вопрос для среды историко-научного сообщества. Но это оказалось не так! Вдруг, засверкали оттенки пятой колонны. Решением большинства голосов удалось продвинуть и поддержать коллективное обращение граждан о переименовании улицы Войкова в Большую Воскресенскую.
Далее, необходим был выход с этим вопросом на Совет депутатов. И здесь вспомним, как Моисей 20 лет во избежание рабства водил свой народ по пустыне, а когда подошел к земле обетованной, народ испугался, увидев проживающее население исполинов. И Моисей еще на 20 лет всех увел в пустыню, пока не выросло новое поколение, которое уже ничего не боялось. Памятуя, как нервно и остро был воспринят вопрос на топонимической комиссии, стало понятно, как депутатский корпус опять же разноликий, сознательно духовно не окрепший, отреагирует на предложенное решение. Переименование улицы, избегая конфликта, отложили на время.
Сегодня, не стоит вопрос о возращении всех прежних названий улиц, но там, где стоят древние действующие храмы и обезличены исторические именования, это сделать необходимо. Сегодняшний туризм России стоит на возвращении истинного Слова историческим городам и поселениям.
- Соглашусь, что возращение старых названий сработает на интересы того же туризма. Можно ли рассмотреть восстановление церковного образа Смоленска не только в слове, но и в деле.
- Стоит вспомнить храмы, утраченные в лихолетья ХХ века. Их на территории старого города девять. Есть церковное предание, что до страшного суда над каждым из престолов утраченных храмов стоит в молитве Ангел. Из этого сложилась традиция, над местами разрушенных храмов устанавливать поклонные кресты, памятные доски, в определенных случаях пилоны, часовни.
Пример легких сооружений малых архитектурных форм над местами престолов: часовня-навес, памятная мемориальная доска на здании, пилон, крест, пилон с навесом
На Блонье есть прекрасный участок, который можно увидеть по-новому. Это место снесенного храма во имя Ильи Пророка. Сейчас оно охраняемо молодыми деревьями. Сама по себе местность Блонье в архитектурном облике уникальна, так как сочетает в себе три архитектурных композиции зданий, о чем я говорил ранее в других интервью: фронтальную, объемную, и объемно-пространственную. Но, если рассматривать Блонье с точки зрения ипостасей троичности человеческого единства, то есть духовного, душевного и физического, то здесь обнаруживается недостаток. Есть физическое присутствие в виде здания Администрации области. Есть душевное - представленное Драмтеатром, Филармонией и Художественной галереей. Но нет духовного начала, что возглавляет человеческое единство, то есть храма или часовни, или церковного символа. На памятном месте бывшей церкви Ильи пророка, среди молодых деревьев, вполне уместно поставить или крест, или церковный пилон, или часовню, что возвысит местность Блонье.
Церковь Ильи пророка на площади Ленина /Блонье/
Церковь Александра Невского
Церковь Одигитриевская
Церковь Гурьевская
Церковь Казанская
Смоленские храмы утраченные в лихолетья 20 века
Церковь Всесвятская
Церковь Духовская
Церковь Верхне-Никольская
Храм во имя иконы Смоленской Божией Матери над Молоховскими воротами (теперь площадь Победы)
- Можно ли, это применить также к ушедшим храмах, которые вписаны в золотой список шедевров Руси? Имею ввиду храмы ХII века.
- В Смоленске сохранилось три памятника ХII века: храм Архангела Михаила, Петра и Павла, и Иоанна Богослова. Известны места, где еще стояли подобные храмы, есть сведения, что их было немало. Мы говорим о созидании городского пространства, его украшении. Поэтому, с появлением над местами забытых храмов памятных масштабных крестов исторический город обретет сакральную значимость своей старины.
Храмы Смоленска ХII века: Иоанна Богослова; на Протоке; Троицы /реконструкция/
Предложение постановки поклонных крестов над алтарями разрушенных храмов.
- Николай, вы приезжий, но говорите о Смоленске, как будто здесь родились, а работали здесь всего лишь более трех лет. Откуда у Вас такие знания о Смоленске, не каждый смолянин так знает свой город?
- Да, я здесь работал три года четыре месяца. Точнее ровно 40 месяцев, день в день. Когда пришел, ничего не понимал, кроме одного, это Святой город Руси. А позднее город стал раскрываться. Здесь помогли коллеги по работе, замечательные люди своего города. Я им обязан за поддержку. Далее город раскрывался через исследование картографии, топонимики, преданий или истории и через общение с людьми.
В знаниях о древнем Смоленске помогли полученные от родственников разработки Священно мученика отца Николая Околовича Витебского (день его памяти 17.08.1934 года). Несмотря на то, что он служил в Витебске, он очень любил Смоленск. Собрал архив документов о городе (ныне утерян) и часто посещал его с целью изучения древностей. Считал Воскресенскую гору с прилегающими кварталами от улицы Коненкова до улицы Воровского древнейшим историческим, археологическим центром Смоленска. Большую пользу в получении исторической информации оказывали смоляне: краевед Игорь Шкурлов, архитектор Виктор Архипов, предприниматель краевед Владимир Шаргаев. Все они ушли в Мир иной, светлая им память!
Владимир Шаргаев не только снабжал меня изданными с его попечительства книгами, но и обращался ко мне за поддержкой в выборе места и установке монумента, посвященного противостоянию польской шляхте 1609-1611 годов, с целью проведения памятных мероприятий историческими сообществами. По его инициативе разработан монумент - пилон церковного типа. Церковный, потому как в те дни здесь происходило героическое сопротивление не только против чуждой Речи Посполитой, но и против католической экспансии.
В городе есть туристический маршрут вдоль крепостной стены от Шеина бастиона до Королевского бастиона. Маршрут насыщен музеями и памятными знаками войн Смоленска. Поделив маршрут на две части, отмечаем участок от Шеина бастиона до площади перед Громовой башней. Это маршрут, где сосредоточены памятные знаки двух Отечественных войн - 1812 и 1941-45 годов.
Участок от памятника зодчему Федору Коню до Королевского бастиона предназначен памятным знакам от более ранних событий включительно до времен польского нашествия. В перспективе здесь предусматривалась установка монументов, посвященных битвам, в которых участвовали смоляне, - Куликовской 1380 года и Грюнвальдской 1410 года. Предусматривался ростовой памятник главному меценату и организатору строительства смоленской крепости с 1595 по 1602 год царю Борису Годунову. В уровне мощения предполагалось крупномасштабное начертание крепости. В череде этих памятников достойное место займет названный церковный памятник-пилон с изображением Пресвятой Богородицы Смоленской и надписью:
"Сия памятная сень воздвигнута в честь подвига смолян - защитников земли русской, под командованием воеводы Михаила Борисовича Шеина против нашествия Речи Посполитой в 1609-1611 годах. От благодарных потомков."
Памятный пилон посвященный событиям 1609-1611 годов
Расположение памятного пилона, посвященного событиям 1609-1611 годов на пешеходном туристическом маршруте
- Интересно, от себя, Вы что-нибудь оставили для Смоленска в церковном храмовом творчестве?
- Да, в свободное от работы время ко мне обращались смоляне с вопросом проектирования храмов. Вопрос об их строительстве пока не стоит, откликнувшись на их просьбы, попытался создать образ, соответствующий ранним храмам Смоленска. В едином решении спроектировано три храмовых конструкции, рассчитанных на разное количество прихожан с соблюдением канонических правил и устоев.
Разработка нового образа храмов для Смоленска
Первые "каменные" храмы были крестовокупольными, в основе храма своды опирались на четыре столпа - византийская традиция. В предлагаемой разработке своды опираются на сигмо-образные конструкции стен, заменяющие столпы, с целью приращивания к ним низких притворов для экономии строительного материала и создания устойчивости храма. На словах это звучит не понятно, надо смотреть конструкции. Начало этих решений осуществлено в постройках часовни во имя Казанской Божией Матери в селе Шишиморово под Можайском, церкви во имя Елизаветы мученицы в поселке Рублево города Москвы, церкви во имя преподобного Серафима Саровского в поселке Уваровка. Исходя из построенных церковных объектов, применение этих конструкций вполне уместно для продолжения образа церковного строя Смоленска.
Храмы с применением сигмо-образных конструкций стен: часовня во имя Казанской Божией Матери в селе Шишиморово под Можайском, церковь во имя Елизаветы мученицы в поселке Рублево города Москвы, церковь во имя преподобного Серафима Саровского в поселке Уваровка.
- Как говорят: "если Богу будет угодно, все будет". Спасибо Вам Николай за сообщение о Ваших взглядах на церковные перспективы в Смоленске. Желаю успехов в Вашем творческом пути.