«Я – чайка!»: смоленский театр «Зеркало» поделился впечатлениями о работе над великим чеховским произведением

«Я – чайка!»: смоленский театр «Зеркало» поделился впечатлениями о работе над великим чеховским произведением
Фото: народный драматический театр «Зеркало»
«…Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Именно так охарактеризовал Антон Чехов свою пьесу «Чайка» в письме журналисту Алексею Суворину в 1895 году. С момента первой постановки спектакль «Чайка» был сыгран огромное количество раз в России и за рубежом. Но литературоведы, режиссёры и актёры до сих пор в поисках глубинных смыслов и интерпретаций великого, без преувеличения, произведения. Не остались в стороне и смоленские творческие объединения.
 
О театре
 
Народный драматический театр «Зеркало» существует уже 18 лет на базе Смоленского государственного медицинского университета. Изначально это было место, которое объединяло талантливых студентов-медиков. Однако время шло, и актёрами театра становились не только будущие терапевты и стоматологи, но и представители других ведущих вузов Смоленска. Более того, в последние годы к труппе присоединились преподаватели, профессиональные журналисты и практикующие врачи.
 
Режиссёр Сергей СИНИЦЫН своей первейшей задачей считает объяснить труппе, о чём произведения, над которыми работает народный театр. Прежде всего, по мнению руководителя, надо понять и полюбить своих героев.
 
Пьесы, которые ставит «Зеркало», изучаются в школьной программе. Однако, как показывает практика, они часто так и остаются непонятыми юными и потом уже взрослыми читателями. Например, что происходит в «Чайке»? Почему герои отвечают «невпопад», каковы мотивы их поступков?
 
А если актёры не поймут своих героев, как они смогут рассказать о них зрителю? Именно поэтому сначала труппа серьёзно прорабатывает текст, обсуждает трудные моменты, дискутирует. Ведь настоящий актёр должен быть для зрителя и психологом, и педагогом, и врачом в самом широком понимании этого слова.
 
Некоторые актёры театра отмечают, что поняли и полюбили русскую литературу именно после репетиций с Сергеем Николаевичем.
 
Так о чём же «Чайка» и кто её герои в понимании «Зеркала»?
 
О любви
 
– Прежде всего спектакль о любви! О любви, которая «жжёт и губит», о «гибели молодой души романтика от недолюбленности», – рассказывает Сергей Николаевич. – Никто не спорит, что часто любовь окрыляет и дает силы жить. Но любовь безответная и, более того, растоптанная и поруганная – разрушает душу и убивает... «Человек – цель мира и высшая ценность» – чаще это только красивые слова, а в реальности побеждает эгоизм и любовная интрижка становится «сюжетом для небольшого рассказа»...
 
 
В постановку театра «Зеркало» включены фрагменты из шекспировского «Гамлета». Сделано это не просто так: в «Чайке» есть цитаты и авторские отсылки к тексту трагедии Уильяма Шекспира. 
Таким образом, сюжет спектакля развивается в трёх измерениях: реальности, сновидениях и театральном действии как таковом.
 
Режиссёр считает «Чайку» лучшим спектаклем в репертуаре своего коллектива.
 
Ирина Аркадина
 
– Ирина Аркадина является матерью главного героя, Константина Треплева, – рассказывает исполнительница роли Елизавета КУЛЬКОВА. – Это успешная актриса, вся её жизнь – это спектакль, это игра. Поэтому женщина редко бывает настоящей. Она любит, когда ею восхищаются. Аркадина – с характером, умна. И, кто бы что ни говорил, она по-своему любит своего сына. Она бывает жестока, холодна к Константину, но Ирина Николаевна считает, что именно так её сын лучше поймёт, что мир жесток и с этим надо смириться.
 
 
Елизавета Кулькова отмечает, что поняла героиню именно благодаря режиссёру театра.
 
– Я в целом понимала, что это за герой, но Сергей Николаевич помог увидеть детали: где в диалогах с сыном, с Тригориным лучше схитрить, а где показать Ирину Николаевну настоящей. Наши обсуждения роли очень помогли мне сделать образ более интересным. В итоге спектакль получился очень красивым. Зритель и смеётся вместе с героями, и плачет. «Чайка» без преувеличения мой любимый спектакль.
 
 
Нина Заречная
 
Роль Нины Заречной стала дебютной для студентки филологического факультета Смоленского госуниверситета.
 
– Моя героиня достаточно многогранный персонаж, – считает актриса Юлия ГРИГОРЬЕВА. – В первой части спектакля мы видим амбициозную девушку, которая мечтает о славе, роскошной жизни. Она стремится к этому. Мне кажется, что даже любовь к Тригорину – это чувство не к человеку, а к популярному писателю. Она влюблена в известность.
 
 
Юлия Григорьева отмечает, что события, произошедшие в жизни Нины, очень меняют девушку:
 
– Она уже не знает, как играть, что в принципе делать. Её мечты о счастье и славе разбиваются. Важным фактором, безусловно, становится потеря ребёнка. К концу пьесы моя героиня становится сумасшедшей. Вторая половина спектакля мне далась очень тяжело, мне трудно было понять свою героиню. Сергей Николаевич очень помог мне полюбить Заречную, объяснил, какая она. Мне стало ясно, почему героиня выплёскивает злость, почему забывается, почему так разочарована в жизни. Благодаря режиссёру все события произведения разложились по полочкам в моей голове. Многое до репетиций я видела совсем по-другому.
 
 
Маша Шамраева
 
 
– Судьба Маши, бесспорно, очень трагична. Когда я познакомилась со своей героиней, я сразу поняла: это моё, – рассказывает Мария МИХЕЕВА. – Персонаж очень интересный и многогранный. Несмотря на очевидную депрессию, чувство юмора ей не чуждо. Я очень благодарна Сергею Николаевичу Синицыну за возможность играть именно Машу. Работать над этой ролью было непросто. Мне пришлось буквально прожить жизнь безутешного, сломленного человека, для которого любовь и душевное равновесие так и остались несбыточной мечтой. Самой сложной сценой для меня стал разговор Маши и доктора Дорна, который был для неё последней надеждой. Маша умоляет Дорна о помощи: «Помогите же мне, помогите! А то я надсмеюсь над своей жизнью, я всё испорчу! Я страдаю, и никто, никто не знает моих страданий». Однако даже доктор не знает, как можно вылечить разбитое сердце. Я действительно чувствовала, как моя душа рвётся на мелкие кусочки, когда мне приходилось говорить эти слова. На самом деле, самое страшное – это осознание, что и в наше время сотни девушек, к сожалению, имеют такую же судьбу.
 
 
Константин Треплев
 
В роли Константина Треплева выступил помощник режиссёра театра Глеб ТИХОНОВ.
 
– Честь сыграть эту большую и глубокую роль мне выпала впервые. Я сменил своего коллегу и друга Илью Новикова. Благодаря ему и нашему руководителю я смог намного лучше понять характер героя и достойно выполнить долг преемника, – рассказывает Глеб. – Роль мне нравится, несмотря на её эмоциональную тяжесть. У героя достаточно непростая жизнь. И очень увлекательно наблюдать за тем, как человек принимает удары судьбы и какие изменения происходят с ним под их влиянием. При подготовке к спектаклю я сам старался мысленно прожить жизнь Треплева, прочувствовать его эмоции, посмотреть, как мой организм реагирует на всё происходящее на физиологическом уровне. 
 
 
Актёр отмечает незаурядный ум и талант своего героя:
 
– Константин опередил своё время, как Циолковский. Наблюдать за подобными личностями очень интересно, а проживать их эмоции – просто непередаваемое ощущение.
 
Оценка зрителей и экспертов
 
Спектакль «Чайка» ставится театром «Зеркало» уже не один год и неизменно встречается аншлагом и бурными аплодисментами.
 
– Меня поразило, как актриса, игравшая роль Нины Заречной, показала изменения героини к концу пьесы, – рассказывает выпускница СмолГУ Лариса МОРОЗОВА. – Мне безумно понравилась и сама постановка, и то, как это оформлено визуально! Всё очень атмосферно: начиная с вступления и заканчивая финалом. Совершеннейший ужас вселяет сцена с масками! Это настолько здорово продумано и исполнено, что у меня были мурашки по коже!
 
Высоко оценили спектакль и члены жюри VIII Открытого международного фестиваля-конкурса «Творчество без границ», проходившего в конце марта в Минске.
 
Отметим, что на конкурс было отправлено 360 заявок от театральных коллективов и индивидуальных исполнителей из России, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, а также всех регионов Республики Беларусь.
 
Постановка смоленского театра «Зеркало» прошла в финал и завоевала третье место.
 
 
– Мы благодарим Смоленский государственный медицинский университет за бесценную помощь в организации гастрольной поездки и за постоянное внимание и поддержку творческих начинаний студенческого театрального коллектива, – прокомментировал событие режиссёр театра Сергей Синицын. – Творческое сотрудничество ведущих вузов Смоленска, формирование единого межвузовского студенческого театрального ансамбля, безусловно, способно дать мощный импульс к развитию молодёжной культуры нашего региона.
 
О других победах и ближайших планах
 
На этом успехи народного театра «Зеркало» не заканчиваются. В мае спектакль «Мышеловка для князя» получил гран-при Международного конкурса фестиваля искусств «На Олимпе», организованного при поддержке Министерства культуры Республики Крым и правительства Москвы. 
 
А в ближайших планах – работа над «Бесприданницей» Александра Островского. Межвузовский коллектив получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Сергей Синицын считает, что посредством русской классической драматургии можно помочь молодёжи осмыслить многие жизненные проблемы и семейные ценности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру