«…В греки» через Рудню
Город Рудня сравнительно молод. Статус города ему был присвоен уже при Советской власти – в 1926 году. Однако первое известное письменное упоминание о населенном пункте Рудня, точнее – Родня (именно так тогда называлось местечко), относится к 1363 году, когда эти земли завоевал князь Андрей Ольгердович Полоцкий.
Изначальное название местечка – «Родня» означало «плодородный, урожайный», что, весьма возможно, и послужило причиной завоевательного похода полоцкого князя. Буква «у» появилась позже, что связано, по всей видимости, с добычей болотной руды, которая имеет «рудый», ржавый цвет.
Археологические раскопки, которые проводились в Рудне в 30-е годы XX века, засвидетельствовали, что уже в IX–X веках на этом месте существовало довольно крупное поселение с укрепленным городком. К сожалению, все находки были утрачены в годы Великой Отечественной войны.
Есть основания полагать, что населенный пункт Родня (Рудня) возник как одна из перевалочных точек на легендарном торговом пути «из варяг в греки». В Рудне завершался большой волок судов, проходивший через деревню Переволочье. Отсюда и название деревни, которая сохранилась до сих пор. Непосредственно в Руднянском районе путь проходил по рекам Каспля и Рутавечь в озеро Большая Рутавечь, затем волоком по ручью Дунаец в реку Малую Березину, впадающую в Березину, а она уже является притоком Днепра, который был прямым водным путем в Черное море и Византийскую империю.
Легенды руднянских озер
Сегодня система рек и озер Руднянского района уже не имеет утилитарного значения для развития экономики региона.
На пространстве между современными Рудней и Микулино отступивший много тысяч лет назад ледник оставил красивейшую цепь озер, так называемую Микулинскую систему, которые стали великолепнейшим образчиком природы средней полосы России.
Первыми в этой группе озер расположились озера Купелище и Девино, имеющие, по предположению, подземную протоку, с которой местная легенда связывает происхождение названий этих озер.
Во времена крепостного права на берегу озера Купелище в своей усадьбе проживал барин, и случилось у него несчастье – во время первых родов умерла его жена. И барин остался с маленькой дочкой на руках. Чтобы дочке не было скучно, он взял в дом крестьянскую девочку, круглую сироту. Дети подрастали. Родная дочь оказалась капризной, а к тому же и некрасивой. А крестьянская сиротка – и пригожа, и ласкова, и умна. Барин ее полюбил, как родную дочь.
Девочки уже невеститься начали. А тут и барин умер. Хозяйкой в доме, разумеется, стала родная дочь. Невзлюбила она свою сводную сестру – за красоту ее. Гости приезжали, женихи объявились. Да все больше льнули не к хозяйке, а к той, другой. А хозяйка заявила: «Я первая должна выйти замуж. Я старшая». Годы шли. Младшая сильно скучала. Летом часто приходила к озеру, долго сидела на берегу, плакала. Как-то надела сиротка свое самое нарядное платье, пошла на берег… и не вернулась. Долгое время ее искали, но так и не нашли. Через какое-то время водили рыбаки бредень в соседнем озере. Он тяжело натянулся – думали, что рыбина большая попалась. Вытянули, а там утопленница. Опознали ее. Озера-то, видать, соединялись под землей. С того времени озеро, где девушку нашли, зовется Девино, а где она купалась и утонула – Купелище.
На территории Руднянского района расположено еще одно великолепное озеро – Глыбай. Оно проточное, соединяется с озерами Едрица и Большая Рутавечь, почти идеально круглой формы.
Можно подумать, что название водоема происходит от слова «глыба», но это не так. Во многих источниках указывается, что название трансформировалось от «голубой» – как подтверждение чистоты вод озера.
По Глыбаю проходила граница последнего ледника. На берегах озера расположены старинное село Микулино, церковь XIX века, большой мемориальный комплекс в память о шести героях-минерах.
Озеро Большая Рутавечь – любимое место отдыха местных жителей. Название «Рутавечь» имеет финно-угорское происхождение и переводится как «мутная вода». Возможно, оно связано с тем, что берега озера возле впадающей и вытекающей речек – низкие, заболоченные. Это самое большое озеро Микулинской системы. Площадь озера – 202 га.
Второе по величине в Микулинской системе – озеро Витрино. Оно проточное: в южной части в него впадает ручей из озера Девино, а с северо-восточной вытекает протока в озеро Едрица. Среди озер Микулинской системы Витрино считается наиболее рыбным. На берегах озера сегодня расположена база отдыха «Экоусадьба «Витрино» – хорошее место для любителей отдыха на природе.
Протока из озера Витрино ведет к озеру Едрица. Откуда произошло такое необычное название, выяснить, к сожалению, не удалось. Учитывая крайнюю труднодоступность озера для человека, разнообразен и растительный, и животный мир озера. Едрицу называют «маленькой жемчужиной озер Микулинской системы».
Последним в этой системе является озеро Малая Рутавечь. Вокруг него со всех сторон лес. В связи с небольшой глубиной озеро интенсивно зарастает водной растительностью. Это тихое и спокойное место, излюбленное у рыбаков.
«Хабад» –на идиш «МУДРОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ПОЗНАНИЕ»
В пятнадцати километрах от Рудни находится небольшая деревня Любавичи. На первый взгляд – вполне типичный провинциальный населенный пункт, ничем не выделяющийся среди других сельских поселений Смоленской области.
Однако это не совсем так – точнее, совсем не так. Любавичи имеют большое культурно-историческое значение.
В древние времена земли, на которых сегодня расположены Любавичи, входили в состав Киевской Руси. А уже в XIII веке эти территории вошли в состав Великого княжества Литовского, а затем были включены в Польшу. Именно тогда и был основан небольшой польский городок Любавич.
В конце XV века в Польшу из разных стран стали переселяться евреи. Некоторые из них поселились в Любавиче.
В XVIII веке Польша ослабла, и произошел ее раздел. Многие населенные пункты, в том числе и Любавичи, перешли к России.
Крутой поворот в жизни Любавича произошел в начале XIX века. Здесь поселились представители еврейского религиозно-мистического учения ХаБаД. Сам термин «ХаБаД» является аббревиатурой трех слов на идиш: «мудрость», «понимание», «познание».
Последователей ХаБаДа стали называть «хасидами», т. е. благочестивыми, а сам «хасидизм» – учением о благочестии. Популярность хасидизма росла, и к концу XIX века хасидами была уже половина еврейского народа, а город Любавич стал главным центром самого многочисленного направления в иудаизме. На протяжении 102 лет здесь была резиденция еврейских духовных пастырей – ребе.
Раввин, философ и писатель Шнеур Залман, обучавшийся в детстве в Любавиче, был одним из основателей этого нового религиозного учения. У Шнеура Залмана было трое сыновей, которые стали его учениками. Все они жили и умерли в Любавиче. Здесь хасиды получали прекрасное образование. Знаменитая библиотека Шнеерсона насчитывала десятки тысяч книг и многие сотни религиозных рукописей.
В годы Первой мировой войны фронт оказался совсем рядом, и немецкие войска стали реально угрожать селу и ХаБаДу. И тогда Шолом Довбер принял решение покинуть столетнюю резиденцию хасидов. Сначала он переехал в Ростов-на-Дону, а оттуда – в Польшу и США. А вскоре Любавич превратился в Любавичи – самое обычное село.
В годы Великой Отечественной войны Любавичи были оккупированы гитлеровцами. Женщины, старики и дети, не успевшие эвакуироваться, попали в руки захватчиков. С немыслимой жестокостью нацисты истребили все еврейское население этих мест. В одном из братских захоронений в Любавичах покоятся 483 жителя еврейской национальности.
В наше время число хасидов во всем мире превысило 12 миллионов человек. Штаб-квартира международного Любавичского движения «Агудас Хасидей ХаБаД» находится теперь в Нью-Йорке, в Бруклине. Но тысячи людей ищут возможность совершить паломничество в Любавичи, чтобы помолиться у святых могил, чудом уцелевших на старом кладбище. Сегодня здесь построен молельный дом. Восстановлено также подворье любавичских ребе, где теперь имеется небольшая, но вполне комфортабельная гостиница. Кроме того, на месте синагоги выстроен небольшой музей истории хасидизма.
Легендарная «Катюша» и знаменосец Победы
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след на руднянской земле. За два с лишним года оккупации в самой Рудне от 1 200 домов не осталось и десятой части, а из жителей уцелели несколько сотен. Более 5 тысяч человек погибли при освобождении района.
Символом Рудни по праву стала реактивная установка БМ-13 – легендарная «Катюша». Свой первый залп батарея реактивных минометов капитана Ивана Флерова произвела 14 июля 1941 года под Оршей в Белоруссии, а уже на следующий день огонь по врагу был открыт в Руднянском районе – с позиции у деревни Шубки. Это был второй залп реактивных минометов и первый на Смоленщине. Эта операция спасла от окружения 20-ю армию. После боевых пусков под Рудней генерал-лейтенант Андрей Еременко внес предложение немедленно развернуть серийное производство БМ-13.
В центре Рудни на железобетонном постаменте установлена боевая машина со снарядами на направляющих рельсах. Это настоящая реактивная минометная установка, не макет. Перед постаментом установлена плита с надписью: «Храбрым воинам первой в мире реактивной батареи капитана И.А. Флерова».
На территории Руднянского района еще много памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
В деревне Микулино построен Мемориальный комплекс в память о подвиге 6 героев-минеров. Весной 1943 года в тыл противника были заброшены разведывательные группы. Одну из них, из шести воинов-минеров, возглавлял старший лейтенант Николай Колосов. Врагу удалось ее окружить. Более трех часов длился бой. Шестеро ребят уничтожили более 120 гитлеровцев. Они геройски погибли. Жители деревни Княжино похоронили героев на том месте, где они совершили подвиг. Затем их перезахоронили на высоком холме в деревне Микулино. Сегодня мемориальный комплекс включает братскую могилу минеров, их барельефы, предсмертную записку одного из бойцов, братскую могилу солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, останки которых найдены в ходе поисковых работ, памятник погибшим в войну односельчанам.
В деревне Распопы в 2015 году отреставрировано воинское захоронение, где покоятся останки 242 воинов и санинструктора – 18-летней девушки Ксении Константиновой, защищавшей раненых солдат, в одиночку уничтожившей около 60 гитлеровцев. Ксения Константинова посмертно была удостоена звания Героя Советского Союза. Она похоронена в общей братской могиле.
В годы войны гибли не только солдаты, но и мирные жители. На южной окраине Рудни стоит памятник работы народного художника СССР скульптора Льва Ефимовича Кербеля – «Скорбящая мать». В Рудне в октябре 1941 года были расстреляны более 1 200 мирных жителей.
Руднянский район – родина девяти Героев Советского Союза и одного полного кавалера ордена Славы. Среди них человек, имя которого известно всему миру, – знаменосец Победы Михаил Алексеевич Егоров.
Михаил Алексеевич родился в деревне Ермошенки Руднянского района. В мае 1942 года ушел в партизаны. Сражался в отрядах Бати, Гришина, был командиром взвода разведки в партизанском полку Садчикова. В декабре 1944 года сержант Егоров стал разведчиком 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой Идрицкой ордена Кутузова II степени дивизии. Участвовал в освобождении Варшавы, форсировал Вислу и Одер. 30 апреля 1945 года Михаил Алексеевич Егоров вместе с Милитоном Кантария водрузили над рейхстагом Знамя Победы. В Рудне в доме, где после войны жил Михаил Егоров, создан Мемориальный дом-музей, а в сквере Ветеранов 5 мая 2000 года открыт бюст знаменитого земляка.
В рамках всероссийского военно-патриотического проекта «Дорогами «Катюши» ежегодно 5 мая, в день рождения Героя Советского Союза М.А. Егорова, в Рудне проходит мероприятие «Наш земляк – знаменосец Победы». Руднянскую землю в этот день посещают туристические группы, для которых проводится интересная экскурсия с элементами театрализации. Мероприятие включает посещение братского захоронения в центре города, где самым запоминающимся и волнительным моментом является акция «Знамя Победы» – на площади перед всеми участниками разворачивается огромное знамя.
Затем проводится интерактивная экскурсия по городу с посещением Руднянского исторического музея, Дома-музея М.А. Егорова и, конечно же, памятника «Катюше». Группу все это время сопровождает актер в образе Василия Теркина: читает стихи, поет с экскурсантами песни военных лет под гармонь.
Возрождение православных традиций
На территории района сегодня располагаются пять православных храмов, но только два из них были построены до революции, остальные возводили на глазах нынешнего поколения жителей и при их активном участии.
Православная церковь Успения Богоматери в Любавичах была перестроена из униатской в середине XVIII века.
В первой половине XVIII века в Белоруссии возводили постройки в духе так называемого виленского барокко, сформировавшегося в культовой архитектуре города Вильны (с 1939 года – Вильнюса) и тяготеющих к нему крупных центров Белоруссии – Гродно, Полоцка, Витебска, Могилева. Любавичская церковь несет отпечаток этого стиля.
Внутреннее убранство храма отличается скромностью и аскетизмом. Иконостас для церкви был привезен из монастыря Авраамия Смоленского. В верхней части иконостаса находится большая икона «Коронование Божией Матери». В храме есть древние иконы Николая Чудотворца, Божией Матери и других святых.
Интересна легенда, рассказывающая о том, что раньше под церковью был подземный ход, по которому могла пройти тройка лошадей, и вел он к панской усадьбе.
Описывая данный храм, нельзя не упомянуть о снаряде, который во время Великой Отечественной войны попал в стену церкви и не разорвался. Он так и находится в стене до настоящего времени.
Любавичская православная церковь Успения Богоматери – действующая, охраняется государством как архитектурный памятник середины XVIII века.
Над озером Глыбай возле деревни Микулино на холме возвышается церковь Троицы Живоначальной.
В 1720 году на этом месте князь Огинский возвел бернардинский костел, который при Екатерине II был перестроен в православную церковь.
Первая церковь была деревянной и сгорела в 1805 году. Строительство новой, каменной церкви в стиле классицизма было завершено в 1828–1829 годах. Храм в честь Святой Живоначальной Троицы – действующий. При приходе Троицы Живоначальной находится источник со святой водой, освященный в честь великомученицы Параскевы Пятницы.
Непосредственно в Рудне располагается церковь Казанской Божьей Матери. В июне 1994 года чин освящения места под строительство храма совершил митрополит Смоленский и Калининградский (ныне Святейший Патриарх Московский и Всея Руси) Кирилл.
Освящение самой же церкви прошло в день празднования иконы Казанской Божьей Матери 21 июля 2005 года.
В память о руднянах всех поколений, защищавших Отечество, в центре Рудни в 2016 году состоялось торжественное открытие храма-памятника Святого Великомученика Георгия Победоносца.
Здесь, в храме, зажигают свечи в память обо всех десяти тысячах жителях района, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной, замученных в плену, пропавших без вести, а также погибших при выполнении интернационального долга, поименно внесенных в Книгу памяти и скорби, которая отныне и навсегда будет здесь храниться.