Поводом для маэстро в очередной раз посетить Смоленск стало открытие в КВЦ имени Тенишевых выставки «Поющая мода». Это коллекция реальных концертных костюмов и аксессуаров таких поющих звезд эстрады, оперы и оперетты, как Алла Пугачева, София Ротару, Валерий Леонтьев, Николай Басков, Анна Нетребко, и других. В экспозиции представлено около 50 экспонатов, всего же, по словам Александра Васильева, в его коллекции – около 60 тысяч предметов. Это не только одежда, но и шляпы, обувь, сумки, косметика, бижутерия и ювелирные украшения, фотографии и модные журналы. Это часть частного музея моды, который находится в ведении фонда Александра Васильева.
Как начиналась и где хранится коллекция
– Я начал собирать костюмы лет сорок назад. За это время сменил несколько стран, много экспонатов собрал, живя во Франции. Продолжаю покупать на аукционах, многое мне дарят. Вот у вас в Смоленске пришла анонимная старушка и принесла очень красивый флакон духов «Рижская сирень». Это духи 50-х годов.
У меня есть большой склад на ВДНХ в Москве. Основной же склад моей исторической коллекции находится недалеко от Смоленска – в Вильнюсе. Там в музее «Арсенал» действует постоянная выставка «Триста лет европейской моды из собрания Васильева». Также у меня есть музей в Риге. Фонд имеет свой филиал и в Париже. Я много работаю и счастлив. В прошлом году мы сделали одиннадцать выставок, это очень много. В этом году мы уже подписали контракт на семь выставок, и есть еще много планов. Надеюсь, что перевыполним прошлогодний график. У меня работают двенадцать реставраторов. Вещи надо приводить в порядок. Текстиль – это то, что больше всего грязнится, рвется, ветшает, и если его не поддерживать в надлежащем состоянии, выставки не будут иметь смысла.
По одежке встречают… и не только
– Для того чтобы судить о человеке, мне надо на него взглянуть. В первую очередь сканирую, представляет ли этот человек опасность, адекватен ли он. Потому что ко мне очень много подходят неадекватных, психически неуравновешенных людей со странными просьбами: почините мне крышу, дайте прибавку к пенсии, вы должны к нам прийти в гости, мы вам пирог испекли. Во-первых, я никому ничего не должен, у меня нет на это времени. Невозможно всех удовлетворить, я все-таки не Господь Бог. Адресуйтесь в соответствующие органы. Когда речь идет о деньгах, почему-то считают, что у меня какая-то несметная копилка и я должен всех обучить, образовать, вылечить. Я никогда не говорил, что я этим занимаюсь. Тем не менее одежда мне предоставляет возможность как бы сканировать людей, я очень слежу за тем, как люди одеты.
Но полный психологический портрет человека становится ясным по интерьеру его жилища. Для того чтобы узнать человека, мне нужно прийти к нему домой. Вот там все становится на свои места. Я сразу вижу, что за книги, что за музыка, что за цветы, что за цвета, что за запахи, что за порядок, что за стиль... Человека узнаешь сразу. Единственный «документ», который может рассказать вам о личности человека, – это интерьер, а одежду можно переменить. Этим пользуются аферисты. Подумайте, как бабушки говорят: «Пришел ко мне мужчина, так прилично одет, а обобрал до нитки». Не надо всегда верить одежде, одежда может быть ложной.
Немного практики
Во всех несчастьях виноваты только мы сами. Никто другой, никакие внешние причины не могут нас сделать несчастными. В своих несчастьях винить надо только себя и выходить из всех плохих ситуаций нужно только самим, а не с чужой помощью, потому что из каждой ситуации есть выход, и не один.
С помощью одежды можно реально изменить отношение к себе. Любое визуальное преображение – это повод, возможно, подняться по служебной лестнице и обратить на себя внимание других людей.
Мужчины у нас очень мало следят за собой. Но любого человека можно прилично переодеть. Совершенно неважно, какого он возраста, какой комплекции и даже что у него внутри, – из него можно сделать насильно стильного.
В жизни все выходит из моды, но есть много гениальных изобретений, у которых долгая, продолжительная карьера. Это водолазки, свитера, колготки женские, сапоги, стеганые куртки, джинсы.
Нужно реально оценивать свою фигуру, а не стараться втиснуться в одежду на два размера меньше наподобие гусеницы, перетянутой резинкой во всех местах. Нужно понимать, что есть возраст, когда коленки не надо ни при каких обстоятельствах оголять. Есть женщины, поверьте, которым и в тридцать лет нельзя коленки показывать, а есть женщины, которым в пятьдесят пять можно показывать коленки. Но в принципе, если усредненно говорить, после пятидесяти не надо оголять коленки. Это бессмысленное занятие – делать вид, что вы маленькая припевочка. Вы уже не маленькая припевочка, вы бабушка, и это надо оценить.