Смоленская таможня информирует о преимуществах досудебного обжалования решений и действий (или бездействий) таможенных органов через Автоматизированную подсистему «Компонент сервисов личного кабинета». Порядок обжалования таких решений регламентирован главой 51 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с данным законодательством каждый участник внешнеэкономической деятельности имеет право обжаловать действия таможенных органов, если, по его мнению, эти действия нарушают его права, свободы или законные интересы, создавая препятствия для их реализации или незаконно возлагая на него какие-либо обязанности. Существует два способа для подачи жалобы: можно обратиться в вышестоящий таможенный орган или в суд.
Важно отметить, что судебное разбирательство по жалобе может длиться до шести месяцев, с учётом сроков рассмотрения дел в апелляционной и кассационной инстанциях. В то же время максимальный срок рассмотрения жалобы таможенными органами составляет 2 месяца, что значительно быстрее. Жалобу можно подать как в письменной форме, так и в электронном виде через АПС «Личный кабинет».
Электронное взаимодействие имеет свои плюсы, среди которых возможность отправки и получения необходимых документов без временных затрат, автоматизированное формирование и хранение данных на основе информации из ЕАИС, отсутствие почтовых расходов и возможность получения информации в режиме реального времени о статусе жалобы. Алгоритм подачи электронных жалоб значительно упрощен и доступен даже с мобильных устройств.
Для подачи жалобы в электронном виде участнику необходимо войти в личный кабинет на сайте ФТС России, зарегистрировав его при отсутствии. Затем, в разделе «Все сервисы», следует найти соответствующий сервис, ввести слово «Жалоба» и начать создавать жалобу. Если жалобу подает представитель юридического лица, ему нужно будет оформить доверенность. В процессе заполнения жалобы автоматически проводится форматно-логический контроль, а в случае ошибок пользователю будет показан их список для устранения. После заполнения и проверки жалоба отправляется в таможенный орган.
Досудебный порядок обжалования выделяется своей простотой, оперативностью рассмотрения и возможностью отслеживать статус жалобы. При этом важно подчеркнуть, что подача жалобы в вышестоящий таможенный орган не лишает лица возможности обратиться в суд в будущем.