Увидеть воочию работу мобильных групп в канун юбилея службы удалось корреспонденту «Смоленской газеты», чем, собственно, мы с вами и поделимся от первого лица в нашей постоянной рубрике «Испытано на себе».
Поехали
В 8:30 утра я уже была на инструктаже в отделе по контролю за ввозом и оборотом товаров Смоленской таможни, деятельность которого ориентирована прежде всего на выявление «санкционки», контрафакта и контрабанды в составе мобильных групп.
Каждые сутки утром, прежде чем сменить своих коллег, участники мобильных групп проходят обязательный инструктаж в части законных полномочий, техники безопасности и так далее.
– Мобильные группы осуществляют контроль как вдоль государственной границы, так сказать, в полях, на объездных дорогах, так и на территории региона. Их количество и место дислокации зависят от складывающейся оперативной обстановки. Мобильные комплексы (спецавтомобили, оборудованные всем необходимым для работы мобильных групп) доставляют инспекторов на места для осуществления контроля, – рассказывает уже в дороге на Красную Горку (куда мы едем и которая, кстати сказать, отличается самым большим грузопотоком) начальник отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Марат МИРЗОЕВ.
Кстати, знаете, сколькими объездными дорогами пытаются провезти санкционные и другие не разрешённые к ввозу товары в Россию через границу с Белоруссией недобросовестные участники экономической деятельности? Их более пятидесяти! И это только те, которые считаются более или менее хорошего качества в любое время года. Летом, в сухую погоду, их уже трудно сосчитать.
Полноприводные мобильные комплексы оборудованы оргтехникой, рациями, средствами связи, «Спрутом» (смотровой спецкомплекс, позволяющий изучить скрытые полости грузового отсека транспортного средства, не разгружая его), касками, дубинками и бронежилетами, фонариками, противоударными ноутбуками, IP-камерой, автоматически считывающей номера машин, заносящей их в базу и сигнализирующей, если распознала транспортное средство, засветившееся в ориентировках, и многим другим.
А ещё в пути я узнала, что именно на Смоленской таможне первыми в России стали использовать специальное программное приложение «Автопропуск» на смартфоне, которое при контроле проезжающей границу фуры по аналогии с IP-камерой не только считывает номера машины, заносит их в базу данных и показывает информацию из анализатора, но и с помощью генератора случайных чисел предлагает пригласить водителя фуры с грузом на дополнительный контроль. Вот так, программа решила подробнее ознакомиться с документами и грузом – значит, проследуйте, пожалуйста. Для чего это надо? А чтобы исключить человеческий фактор, коррупцию или любые другие неожиданные ситуации на границе. И мне ещё предстояло увидеть это приложение, которое работает пока в тестовом режиме, в действии. Немного забегая вперёд, расскажу подробнее.
Таможенный инспектор наводит экран гаджета с работающим приложением на транспортное средство, фотографирует его, вбивает номер, серию и регион с регистрационного знака, и программа сама выдаёт решение, отправить груз на дополнительный контроль или нет. Причём автомобиль не обязательно должен быть заранее чем-то подозрительным. Проверить могут абсолютно любой груз. Тут уж как программа скомандует.
– Так как программа уже показала хорошую результативность, хоть и работает только с декабря прошлого года, с большой вероятностью она будет внедрена по всей стране, – продолжает свой рассказ Марат Мирзоев. – По сравнению с предыдущим годом, когда было задержано только 21 транспортное средство, за аналогичный период этого года среди задержанных числятся уже 46 фур с «санкционкой». Это большое количество. По этим цифрам мы практически на первом месте по всей стране.
Кстати, о статистике
За первый квартал 2021 года должностные лица Смоленской таможни проверили 1 964 транспортных средства.
Выявлены 144 фуры с товарами, говоря официальным языком, обладающими признаками товаров отдельной категории. По результатам проверки выявленные партии товаров, признанные запрещёнными к ввозу, выдворяются за пределы РФ или уничтожаются в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, запрет на ввоз был наложен на 15 товарных партий, уничтожена 21 товарная партия. По остальным решение пока не принято. Возбуждено одно уголовное дело.
Транзит – не вскрывать!
Довольно известное правило: транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем и транзитом проезжающие через границу и регионы, досмотру груза не подлежат. По законодательству собственник товара имеет право задекларировать товар в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Краснодаре, да где это необходимо… Он ставит пломбы на свой груз и декларирует товар в необходимом ему регионе. Регион может быть любым. Данная процедура введена с целью облегчения прохождения груза для добросовестных участников экономической деятельности. С момента загрузки машина находится под таможенным контролем и за определённый промежуток времени должна прибыть к месту назначения. Груз опломбирован, а значит, досмотру не подлежит. Но недобросовестные перевозчики придумали серые схемы использования этого права, предоставленного законодательством. Они подделывают документы, пломбы и частенько под видом одного товара провозят совершенно другой. Как же таможенному инспектору не пропустить нелегальный груз через границу? Попавшие под подозрение большегрузы просвечивают специальной рентгеновской установкой, позволяющей выявить товары, провозимые с сокрытием в закрытых грузовых отсеках. Да, есть на границе такой вот «рентген», действие которого мне тоже в этот день предстояло ещё увидеть.
– Именно с помощью такой установки несколько лет назад на Красной Горке был выявлен ввозимый в Россию знаменитый кубок Геринга, историческая ценность, запрещённая к вывозу из Германии (почётный кубок Люфтваффе – немецкая военная награда за особые достижения в воздушной войне, учреждённая рейхсмаршалом Германом Герингом. – Прим. авт.), – вспоминает главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Смоленской таможни Владимир САФОНОВ.
– Находили редкие монеты, – вспоминают и другие сотрудники таможни, – вывозили башню редкой модели немецкого танка, поднятого где-то на Смоленщине, другие исторические ценности и даже 20 тонн платины в виде песка в мешках, спрятанных под металлоломом…
Прицел на вооружение
Кстати, после того как сотрудники отдела прошли обучение на вождение транспортного средства со спецсигналами, пришло время обучению в части ношения оружия. С февраля 2021 года данное обучение уже проходит. Мера с учётом современных реалий вынужденная, и в скором времени мобильные группы будут вооружены. Зачем это, наверное, объяснять не надо, особенно с учётом работы мобильных групп на объездных дорогах.
А тем временем мы прибыли на Красную Горку. Поток фур действительно беспрерывный. До двух тысяч машин проходят по дороге М-1 в сутки в этом месте.
Условия работы на дороге, надо сказать, суровые: холодный ветер, который здесь бывает очень часто, в то апрельское утро пробивал до костей. А если дождь, снег? Это не причина прекращать контроль.
Беспрекословная остановка каждой фуры по требованию инспектора, фотографирование, проверка по базам и ориентировкам, допконтроль, если показано приложением, о котором я рассказывала выше. Час за часом, сутки за сутками, из года в год…
Отстояв на дороге час или два на разделении потока (в зависимости от погоды и времени года), инспектор, дождавшись смены, переходит на пост дополнительного контроля, где начинает выполнять работу в отношении направленной в «рукав» машины. Проверяются документы, открывается грузовой отсек (если машина не под таможенным контролем), изучается его содержимое. В этот момент его коллега-аналитик проверяет по базе документы и другие данные… Процесс максимально строгий, дотошный и непрерывный. Подозрительный груз? Значит, в ход идут технические средства таможенного контроля в виде рентгеновской установки МИДК или «Спрут» либо досмотр на складе.
Кстати, «Спрут» – это специальный прибор, чем-то отдалённо напоминающий большую селфи-палку, только куда более сложной конструкции. С помощью этого прибора проверяют полости грузового отсека фуры и выявляют возможные сокрытия.
– А бывает так, что водитель не знает, что везёт что-то запрещённое? – задаю я несколько наивный вопрос.
– Конечно, знает! Нередко он же и собственник автомобиля… В любом случае ради своей безопасности и по закону он должен контролировать любую погрузку, – отвечают таможенники.
Проверяют только транспортные средства снаряжённой массой более 3,5 тонны. Менее тяжёлые автомобили по данной схеме не контролируются.
– В прошлом году вот под такими плитами мы нашли «санкционку», – провожает взглядом проверенный уже и досмотренный грузовик инспектор. – Незаконные грузы могут прятать и маскировать очень тщательно.
А теперь пришло время показать мне недавно задержанный автомобиль, где под «прикрытием» детского печенья белорусского производства пытались провезти через границу польские, запрещённые к ввозу в Россию, груши.
На СВХ (склад временного хранения) мы подходим к фуре и приглашаем открыть грузовой отсек её водителя. Представьте себе, он не должен покидать свой автомобиль на время проведения необходимых мероприятий. Нет, конечно же, бывает, что водители убегают домой. Но чем это поможет им в дальнейшем?
Так вот, водитель открывает нам грузовой отсек. Мы видим огромное количество коробок с детским печеньем. Вроде ничего противозаконного. Однако…
Начальник Краснинского таможенного поста Алексей Гриценко просит грузчиков на каре снять палеты первого ряда. Затем второго… Третий ряд, 12 палет… И только там, глубоко внутри грузового отсека, открывается нашему взору совсем другой груз, сверху тоже прикрытый печеньем.
Ага, тонн 16 польских груш. Даже маркировку отправитель снять не удосужился. Вот вам и вся информация о стране происхождения и так далее…
И как же была обнаружена так тщательно замаскированная «санкционка»? Туда же никакой «Спрут» не дотянется, наверное…
И здесь наступил момент продемонстрировать мне то самое достижение технического прогресса, сложнейшее для понимания простого обывателя устройство, которое называется МИДК – мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (тот самый «рентген», о котором я упоминала выше). Напомню, с его помощью можно изучить содержимое транспортных средств и перевозимых ими крупногабаритных грузов и контейнеров без вскрытия грузовых отсеков.
– Машина подъезжает, устанавливается под специальную рамку, рамка движется вдоль фуры и сканирует находящийся внутри груз, – рассказывает начальник отдела применения инспекционного досмотрового комплекса Смоленской таможни Виталий НАУМОВ. Инспекторы вводят данные в специальное программное средство, сканируют представленные товаросопроводительные документы. После проведения сканирования груза изображение выводится на экран и уже на экране с использованием различных фильтров проводится его дальнейшее исследование (например, на плотность и другие характеристики). По итогам анализа рентгеновского теневого изображения и представленных товаросопроводительных документов инспектор принимает решение, соответствует товар фактически перевозимому или есть какие-то несоответствия. В случае выявления несоответствий проставляется отметка «Объект под подозрением», составляется акт осмотра и в отношении товара принимается решение о проведении таможенного досмотра.
Вот и всё, «враг» не прошёл, незаконный груз выявлен, виновные наказаны.
Из истории Смоленской таможни
В октябре 2021 года 30-летие отмечает и таможенная служба Российской Федерации. Исторически сложилось так, что Смоленская таможня и таможенная служба РФ – ровесники, и процессы становления и развития шли практически параллельно.
В становлении и развитии таможни и таможенного дела на смоленской земле в современной истории России было несколько этапов.
Первый – это начало, вернее, возрождение таможенного дела на Смоленщине. Ведь история таможенного дела в регионе имеет глубокие исторические корни. В конце 80-х годов прошлого века монополия государства на внешнеторговую деятельность была отменена, страна перешла на рыночные отношения. Возникла необходимость в перестройке механизма таможенного контроля и расширении сети таможенных учреждений по всей России, в том числе и на Смоленщине. В августе 1989 года вводятся две должности уполномоченных от Московской центральной таможни по Смоленску и Смоленской области. Ими стали Владимир Захарович Чайка и Пётр Стефанович Аносов. Поскольку ни помещения, ни транспорта, ни связи не было, как рассказывал Владимир Захарович, на первых порах рабочим кабинетом стала собственная квартира Владимира Захаровича по улице Фрунзе, а для служебных поездок использовался личный автомобиль.
Вскоре штат уполномоченных увеличился до пяти человек, и в июле 1990 года в Смоленске было создано первое официальное таможенное подразделение – Смоленский таможенный пост, подчиняющийся Калужской таможне. Его первыми сотрудниками кроме двух вышеназванных стали Игорь Константинович Канареев, Всеволод Анатольевич Титов и Ольга Викторовна Краюшкина. Первое помещение смоленских таможенников – это здание на улице Воробьёва.
Менее чем за год Смоленский таможенный пост превзошёл по показателям свою метрополию – Калужскую таможню. Постоянно росло и количество участников внешнеэкономической деятельности на Смоленщине. В итоге 30 апреля 1991 года Главным управлением Государственного таможенного комитета при Совете Министров СССР был подписан приказ о создании Смоленской таможни. Первым начальником таможни был назначен Владимир Захарович Чайка.
А после распада в декабре 1991 года СССР Смоленск стал пограничным. В зоне деятельности Смоленской таможни оказался 500-километровый участок границы с Белоруссией. Вдоль неё были созданы таможенные посты и автопереходы. В 1992–1993 годах в Смоленской таможне создаются 13 внутренних (в основном в городах области, там, где находится большинство участников ВЭД) и пограничных таможенных постов. В структуре таможни появляются отделы, охватывающие различные стороны таможенной деятельности. Штат таможни увеличивается до 450 человек, а 2 сентября 1994 года смоленские таможенники впервые принимают присягу на верность делу защиты экономических интересов Российской Федерации.
К началу 1995 года штат таможни насчитывал уже 1 200 человек.
Второй этап развития связан с подписанием в январе 1995 года Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В мае на трассе М-1 в районе населённого пункта Красная Горка состоялась торжественная церемония отмены таможенного контроля между двумя государствами. Товары, ввозимые на территорию России через внешнюю границу Таможенного союза, стали оформляться белорусскими таможенными органами. Во второй половине 1995 года структура таможни и направленность её деятельности значительно изменились. В течение 1995 года пограничные таможенные посты и автопереходы были ликвидированы.
Для осуществления контроля за доставкой товаров, перемещаемых между российскими и белорусскими таможенными органами, в составе Смоленской таможни в августе 1995 года был создан Западный таможенный пост сбора и анализа информации о контроле за доставкой товаров, ставший впоследствии главным связующим звеном информационного обмена таможенных служб России и Белоруссии.
Смоленская таможня стала местом проведения регулярных рабочих встреч таможенных служб России и Белоруссии. Проводимые с белорусскими коллегами совещания, консультации, обмен информацией сыграли значительную роль в формировании Таможенного союза. В последующем эти наработки легли в основу функционирования Евразийского экономического союза.
В 1999 году на российско-белорусском участке границы на базе бывших автопереходов были созданы семь пунктов принятия уведомлений по процедуре МДП (с декабря 2000 года – ОТО и ТК). С 1 июля 2011 года в рамках создания единой таможенной территории Таможенного союза уже трёх государств – России, Белоруссии и Казахстана – они ликвидированы.
Важным этапом развития Смоленской таможни явилось принятие ФТС России в конце 2008 года Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
Смоленской таможне пришлось выполнить колоссальный объём работ: изменить инфраструктуру таможни, укрупнив существующие подразделения и создав новые, провести техническое переоснащение с использованием современных методов контроля за поступающими товарами.
Реализуя концепцию, таможня стала активным участником апробации и внедрения современных информационных технологий – таких, как удалённый выпуск деклараций на товары, их авторегистрация и автовыпуск.
Так, Заднепровский таможенный пост Смоленской таможни стоял у истоков электронного декларирования с использованием сети Интернет и выпуска первой таможенной декларации по технологии удалённого выпуска, а Стабнинский таможенный пост – первой в России декларации, выпущенной автоматически, без участия инспектора. В апреле 2016 года в таможне был создан Смоленский таможенный пост, ставший вскоре одним из самых крупных в России центров электронного декларирования. Максимальный объём декларирования достигнут в 2019 году, было выпущено более 190 тысяч ДТ. На его долю приходилось 22% декларационного массива Центрального таможенного управления. С 2016-го по 2020 год ЦЭДом оформлено более 733 тысяч ДТ, в федеральный бюджет перечислено свыше 577 миллиардов рублей.
И самые последние изменения обусловлены мероприятиями, предусмотренными концепцией развития таможенных органов на 3-летний период – с 2018-го по 2020 год. 2020 год был годом завершения их. Ключевым из них стала концентрация таможенного оформления в создаваемых электронных таможнях. В рамках реформирования в структуре Федеральной таможенной службы в целях повышения эффективности деятельности и укрупнения структуры создано 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования.
С 1 октября к Смоленской таможне присоединена Тверская таможня. Таможенные посты Тверского региона переподчинены Смоленской таможне. Создана Служба Смоленской таможни по Тверской области. Регионом деятельности таможни стали Смоленская и Тверская области. Электронное декларирование товаров переведено в Центральный ЦЭД Центральной электронной таможни. В то же время в таможне происходит развитие подразделений, осуществляющих таможенный контроль после выпуска товаров в свободное обращение на территории Российской Федерации (как его ещё называют – постконтроль) – в частности, личный состав подразделения по контролю за ввозом и оборотом товаров переведён на службу по контракту.
Несмотря на все эти преобразования, Смоленская таможня по-прежнему остаётся одной из значимых в Центральном таможенном управлении. Структура таможни включает в себя пятнадцать таможенных постов, семнадцать отделов, пять отделений и девять отдельных должностей. Штатная численность составляет более 700 человек. Таможня осуществляет таможенный контроль и реализует свои функции в регионе деятельности на 15 складах временного хранения, пять из которых имеют статус ТЛТ, и восьми таможенных складах. В зонах таможенного контроля СВХ могут единовременно размещаться порядка 2,5 тысячи транспортных средств на прилегающей территории и около 600 машин на открытой площадке СВХ.
Несколько цифр итогов работы Смоленской таможни за 30 лет
За эти года оформлено более 2 миллионов деклараций на товары. В бюджет перечислено свыше триллиона рублей. Возбуждено более 55 тысяч дел об административных правонарушениях и порядка 600 уголовных дел. Предотвращён вывоз из России сотен икон, десятков орденов и медалей, различных животных, раритетной военной техники, в т. ч. довольно хорошо сохранившейся башни немецкого танка редкой модели, других историко-культурных ценностей, уникальной палеонтологической коллекции (скелеты пещерных медведей, мамонтов и мамонтёнка, бивни) стоимостью, по различным оценкам, от 500 тысяч до 1,5 миллиона долларов США. Один из экспонатов этой коллекции (скелет мамонта) выставлен в музее в Смоленске.