17 декабря в смоленском центре цифрового образования детей «IT-куб» состоялась церемония награждения участников и победителей конкурса «Проектор».
Это конкурс исследовательских работ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Организатором проекта стала АНО «Центр развития социальных и просветительских инициатив» при поддержке ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», Министерства Смоленской области по внутренней политике и Фонда президентских грантов.
Конкурс выдержал уже третий сезон. И в этом году в «Проекторе» приняли участие 35 детей из пяти образовательных учреждений Смоленской области. Ребята представили свои работы в пяти номинациях.
Направления работы
Проект содержал три направления.
– Направление «Наука после уроков» включило в себя проведение научно-популярных встреч в онлайн- и офлайн-форматах. В течение трёх осенних месяцев преподаватели физики и химии проводили очные мастер-классы, а также записывали интереснейшие видеосюжеты об исследованиях, которые можно провести прямо не выходя из дома, – рассказывает соавтор проекта Ирина Лавринова. – Наши участники – это ребята, которые находятся, в основном, на надомном обучении и редко посещают какие-то культурные мероприятия. А уж научные тем более! Педагоги провели для них небольшие эксперименты с теми подручными средствами, которые можно найти дома. Важно было показать, что наука вокруг нас, повсюду!
Направление «Научные бои» включило в себя адаптированные квизы. Один из них, краеведческий, прошёл в сентябре. Второй – в рамках закрытия конкурса. Тексты вопросов были адаптированы для людей с нарушением слуха – сформулированы точно и просто, также на мероприятиях работал сурдопереводчик.
Сам конкурс проектных и исследовательских работ «Проектор» предоставляет подросткам с ограниченными возможностями здоровья возможность почувствовать себя исследователями, пройти все этапы работы над проектом и представить результаты своей работы широкой аудитории, включая сверстников и преподавателей. Он проводится в удалённом формате: участники отправляют заявку, текст своей работы и обязательный видеоролик с защитой проекта. Такой подход помогает подросткам с особенностями здоровья развивать навыки публичного выступления в психологически комфортной и безопасной обстановке.
О проектах
– Исследования в этом году были очень разнообразны, – делится впечатлениями Ирина Игоревна. – Хочется сказать, что качество работ стало лучше. Видно, что ребята сами выбрали темы, которые интересны именно им. Школьники говорили о бездомных животных, загрязнении воды в реке, фракталах, искусственном интеллекте, изучении языков, здоровье и многом другом.
Так, например, Журбий Тихон принял участие сразу в нескольких номинациях. Его исследование «Основы фотографии: традиции фотоискусства» было посвящено эволюции фотографии.
– Когда я был на море, мне вдруг пришла такая мысль в голову: почему бы не сфотографировать что-нибудь красиво! И я понял, что, если подобрать правильно фон, свет, можно сделать абсолютно идеальную картину. И я решил разобраться в этой теме: узнал, какими были первые фотоаппараты, понял принцип их работы. Представляете, раньше были фотоаппараты, которые могли сделать всего одну фотографию за полтора часа!
В рамках коллективного проекта Тихон изучал средства художественной выразительности в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри».
– Когда я прочел произведение «Мцыри», я его раскритиковал. Однако жизнь послушника, не имеющего возможности вернуться на родину и увидевшего за три дня больше, чем за всю жизнь, меня заинтересовала.
А команда, состоящая из Полины Михайловой, Полины Поповой и Кирилла Иванцова, изучала диалектные слова в речи жителей Смоленской области. Ребята рассматривали диалектизмы как источник знаний о быте и истории жителей Смоленщины. Конкурсантами были разработаны карточки с тематическими группами диалектизмов, бытующих на Смоленщине, которые могут быть использованы для оформления краеведческого стенда.
Ребята отметили, что им было очень интересно работать над проектом и они хотели бы продолжить исследование.
Один из самых маленьких участников, Вшивков Александр, познакомился с традициями русского чаепития. Интерес к теме возник не просто так:
– В нашей семье такая традиция: каждый вечер мы садимся пить чай и рассказываем впечатления за день.
– Мы рады были подарить детям этот новый опыт: опыт исследовательской работы, опыт научного поиска и опыт представления своих находок, – рассказывает автор проекта, педагог Анастасия Трифонова. – Мне кажется, для многих участников это было не только интересно, но и полезно. Хочу сказать спасибо педагогам, которые поддерживают конкурсантов и помогают двигаться вперед.
Слово экспертам
Экспертами конкурса стали ученые и педагоги из различных университетов, а также представители местных организаций, занимающихся поддержкой детей с инвалидностью.
Тамара Ватлина, кандидат географических наук, доцент кафедры географии Смоленского государственного университета:
– Третий год подряд являюсь экспертом по направлению «Естественно-научные проекты и исследования». Я также знакомлюсь с работами и по другим номинациям. Тематика работ, необычный подход к исследованию, творческое представление результатов – всё это представляет интерес, и мне хочется поддержать ребят комментарием или советом.
В этом году я оценивала пять работ по разнообразным темам, особенно хочу отметить работу Карины Колесниковой на тему «Минеральное очищение водных ресурсов реки Днепр». Карина провела исследование с экспериментальной частью, что особенно ценно! Когда ты сам собираешь фактический материал, интерпретируешь результат, обобщаешь свои наблюдения – получается, пусть небольшая, но научная работа.
Также хочу отметить проект Дарьи Прокопенковой и Анастасии Калтыгиной на тему «Полезные ископаемые Смоленской области». Участницы конкурса разобрались в особенностях распределения полезных ископаемых в регионе и подготовили интересные дидактические карточки, которые будут полезны при изучении природы родного края.
Спасибо организаторам за задумку и реализацию конкурса, за вложенные усилия! Мне кажется, «Проектор» – конкурс не только про науку, но и про веру в себя. Проект вдохновляет и участников, и взрослых, потому что целеустремленность ребят – это про силу духа, про то, что ничего невозможного нет!