МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Смоленск

Смоленская школьница разработала уникальный проект для помощи людям с нарушением слуха

Услышь меня!

Фото: предоставлено Таисией ШЕМЕТОВОЙ

Умение слышать – великий дар, который начинаешь по-настоящему ценить только тогда, когда его лишаешься. На сегодняшний день тугоухость является третьим по распространённости заболеванием в мире, уступая лишь болезням сердца и артритам. В России проживают более 13 миллионов человек с нарушением слуха. По оценкам экспертов, к 2050 году эти цифры увеличатся в два раза.

Научиться говорить в тишине

Причины, приводящие к частичной или полной потере слуха, бывают разными – болезнь, травма, применение антибиотиков, наследственная предрасположенность. Заболевание трудно предсказать: большая часть детей с врождёнными нарушениями слуха рождаются у совершенно здоровых родителей. В то время как у глухих родителей может родиться слышащий ребёнок. 

Но как же в таких условиях ребёнку вырасти полноценным членом общества?

С первых месяцев жизни ребёнок осознаёт себя через взаимодействие с другими людьми. Семейные отношения играют в этом очень важную роль, так как семья – это первый социальный институт, в котором живёт и развивается маленький человек. 

Именно в семье начинают закладываться представления ребёнка об окружающем мире: малыш осваивает первые практические навыки и применяет их во взаимоотношениях с другими людьми, он не только усваивает способы и нормы поведения, но и учится их контролировать в разных жизненных ситуациях во время общения. В дошкольном возрасте закладываются основы, на которых строится всё последующее развитие, воспитание и обучение. Поэтому общение становится необходимым и обязательным условием формирования личности ребёнка, его сознания и самосознания.
Взрослые через объяснения и поучения, через пример и взаимоотношения в домашней обстановке участвуют в строительстве детской картины мира. Родители же с ограничением по слуху из-за невозможности использования естественной устной речи сталкиваются с рядом трудностей в создании слухоречевой среды, сопровождающей непосредственное детско-родительское взаимодействие. Со временем это осложняет установление доверительных отношений и эмоционального контакта с собственными детьми. Из-за ослабления или отсутствия возможности слышать разговоры и окружающие звуки вне родительского восприятия оказывается именно тот инструмент общения, который необходимо освоить ребёнку, – устная речь.

У Елизаветы ЦАРУК именно такая семья. Отец девушки родился глухим, а мать потеряла слух в раннем детстве. Лиза же родилась здоровой. Запустить речь в таких условиях было крайне сложной задачей.

До трёх лет девушка говорила только отдельные слова. Слёзы и крики были не эффективны – зачем закатывать скандалы, если их никто не слышит? Вся коммуникация с родителями проходила на близком расстоянии при визуальном контакте. Научиться разговаривать и общаться с другими людьми помогли бабушка и воспитатели детского сада, в который ходила Лиза.

С родителями же девушка общается с помощью жестового языка, однако и здесь сталкивается со сложностями.

– Я разговариваю с мамой на жестовом языке, но при этом я активно использую мимику лица, без неё понятна только половина того, что и с каким настроением я хочу сказать, – делится Лиза.

«Семейный разговор»

Как помочь таким семьям, придумала Таисия ШЕМЕТОВА.

Таисия учится в средней школе № 6 города Смоленска и занимается в центре цифрового образования «IT-куб» по направлению «Яндекс Лицей».

В рамках учебной программы в десятом классе все школьники должны разработать собственный проект по любому направлению. 

– Я поняла, что это идеальный момент, чтобы применить навыки программирования и создать продукт для решения действительно важной проблемы, – рассказывает Таисия.

Девушка прочитала наиболее известные исследования о проблеме нарушения слуха и о детях, которые воспитываются глухими родителями. Отметим, старшеклассница ранее не работала с глухими и слабослышащими людьми, но эта тема показалась ей очень интересной и актуальной.
Вместе со своим наставником Владиславом КОВАЛЁВЫМ школьница проанализировала современные ресурсы, помогающие глухим и слабослышащим людям взаимодействовать с окружающим миром.

Также десятиклассница посетила Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска. Педагоги Ирина Лавринова и Наталья Зайцева с радостью выступили консультантами в проекте. Учителя центра рассказали о специфике работы с глухими и слабослышащими людьми, о взаимодействии таких людей в семье, о статистике и особенностях терминологии.

А благодаря региональному отделению Всероссийского общества глухих и его председателю Татьяне Семченковой Таисия Шеметова составила фокус-группу для своего исследования. 

– Фокус-группа позволила мне получить новый субъективный опыт общения со слабослышащими людьми, воспитывающими детей, и конкретизировать их пользовательские потребности, – говорит школьница.

Сейчас Таисия пишет приложение «Семейный разговор» для голосового помощника «Алиса» на языке программирования Python:

– Этот новый навык голосового помощника призван обеспечивать вербальную коммуникацию между людьми. Его конечной целью является создание возможностей поддержания и разворачивания слухоречевой среды в семьях глухих родителей и слышащих детей. Использовать голосовой помощник можно будет как дома, так и на прогулке, и даже в супермаркете.

Семья Елизаветы Царук одной из первых протестировала приложение Таисии.

– Очень жаль, что такого проекта не было в моём детстве! – поделилась впечатлениями Лиза. – При использовании приложения родителям и детям в таких семьях будет гораздо проще понимать друг друга. Было бы здорово к этому приложению подключить умные часы, чтобы взрослому поступало уведомление, когда он нужен ребёнку. Родитель бы чувствовал вибрацию на руке, читал кодовое сообщение и шёл помогать.

Просто и красиво

Проект Таисии ещё не закончен, поэтому детали девушка не разглашает, но уже активно принимает участие в конкурсах и конференциях.

Так, десятиклассница выступила на областной научно-практической конференции студентов и обучающихся «Шаг в науку», стала призёром регионального этапа Всероссийского конкурса технологических проектов «Большие вызовы», заняла первое место на Всероссийской конференции государственного университета «Дубна» по инженерным наукам.

Сейчас вместе с наставником Таисия готовит заявку на участие в федеральном проекте «Инновации для РеАбилитации» от Сколково.

– Проект «Семейный разговор» уже полностью продуман. Мы знаем, как его реализовать и развить в будущем, – рассказывает Владислав Ковалёв. – На данный момент мы столкнулись с определёнными техническими ограничениями, но, уверен, они не помешают нам завершить начатое. 

Педагог подчёркивает, что приложение Таисии всегда вызывает бурное обсуждение на мероприятиях, где участвует школьница: эксперты задают огромное количество вопросов, дают советы по реализации. И члены жюри, и участники конференций удивлены, что, оказывается, проблему можно решить, причём сделать это просто и красиво.

– От себя могу сказать, что я очень впечатлён. За всю мою педагогическую деятельность это первый случай, когда ко мне приходит ученик и сам предлагает не проходной проект, не просто разработку какой-нибудь игры, а действительно хочет разобраться в проблеме и создать продукт, который сделает жизнь особенных семей лучше. Благодаря развитию современных технологий такие родители и дети будут чувствовать себя полноценной частью общества. Таисия предложила нестандартное решение проблемы. Я сопровождал её в проекте, но должен отметить, что 99 процентов работы она выполнила сама!

Сделать жизнь людей лучше

Стоит отметить, что фраза «сделать жизнь людей лучше» стала негласным девизом центра «IT-куб», где обучается Таисия. Вместе с педагогами юные айтишники разрабатывают проекты, направленные на контроль за экологической обстановкой, на помощь в поиске пропавших людей и животных, на координацию взаимодействия ветеринарных клиник и хозяев домашних питомцев и многое другое. Кроме того, ведётся активная работа с детскими садами, школами региона. Также центр тесно сотрудничает с ведущими IT-компаниями Смоленской области, поэтому у учеников есть возможность получать консультации у профессиональных разработчиков. 

А мы надеемся, что приложение Таисии Шеметовой будет запущено в самое ближайшее время и поможет особенным семьям действительно стать хоть немного, но счастливее.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах