Объявление о продаже в Вязьме танка Т-IV было доступно потенциальным покупателям на сайте Avito.ru в течение месяца, буквально, до самых новогодних праздников.
Мы связались с продавцом по телефону и напросились на встречу. Но, узнав, что интерес наш не коммерческий, а сугубо журналистский, «клиент поплыл». Вдруг оказалось, что увидеть предмет торга мы не сможем, поскольку его срочно угнали в другой город, а сам счастливый владелец техники также на неопределенное время покинул отчий дом. В ответ журналисты «МК» выразили полную боевую готовность отправиться хоть на край света, чтобы только увидеть танк и его обладателя. Но услышали о невероятной занятости и неких «ведущихся разработках», которые вот-вот приведут к счастливому концу истории, то есть к товарно-денежному обмену.
В завершении разговора наш собеседник (назовем его Иван) посетовал, что решение дать объявление было ошибкой, и размещал текст не он сам, а его неуместно активный друг.
Торг - умеренный
Итак, что же предлагал вязьмич за 2 миллиона 700 тысяч рублей ценителям истории Второй Мировой? «Вид техники: Тягачи. Танк полукопийный. Сделан на базе двух тракторов. Двигатель ЗИЛ – 6 цилиндров. Два места механика-водителя внизу, два места в башне (наводчик, стрелок). Танк стреляет холостыми патронами, в дуле перегородки. Неоднократно участвовал в реконструкции и съемках военных картин. С документами – порядок, есть разрешение на транспортировку. Торг - умеренный». Это действующая модель самого массового немецкого среднего танка периода Второй мировой - «Panzerkampfwagen IV» («Панцеркампфваген IV»). В СССР он был известен как T‑IV. Всего с 1937 по 1945 годы было выпущено 8686 машин в нескольких модификациях.
Вяземский Т-IV сделан своими руками, документы в порядке. Что же напугало нашего собеседника, отказавшегося встретиться с журналистами? Возможно, он вспомнил выражение «деньги любят тишину» и не захотел привлечь интерес праздной публики, рассчитывая договариваться только с теми, кто готов платить.
От Лос-Анджелеса до Вязьмы
Есть предложения, значит, присутствует спрос. Побродив по Интернету, мы отыскали множество информации о танках, которые можно купить или просто на них прокатиться. Например, отечественная туристическая компания приглашает всех желающих 24 января 2016 года за 9000 рублей в полной экипировке проехаться на Т-34 и Т-55.
А знаете ли вы, что еще пять лет назад знаменитый американский актер Брэд Питт приобрел и отправил к себе домой, в Лос-Анджелес, советский танк Т-54. Эта боевая махина была создана незадолго до окончания Второй мировой войны, а с 1947 года стала основной боевой единицей Советской Армия. Кстати, необязательно покупать целый танк, кому-то достаточно и его фрагментов: сегодня, на Avito , все в той же Вязьме можно приобрести траки для танка всего за 500 рублей «в хорошем состоянии с пальцами».
Собственность Минобороны
Смоленская область в годы Великой Отечественной войны была местом ожесточенных боев, до сих пор здесь находят вещественные доказательства сражений: проржавевшие каски, снаряды, мины, обломки самолетов… Много лет поисковики на территории Смоленщины организуют «Вахты памяти», их главная задача восстановить имена неизвестных солдат, отыскать их родственников, достойно похоронить героев, погибших на Смоленской земле. И, хотя поисковики вовсе не ставят цель собирать военную технику, оставшуюся в лесах и болотах области, они знают о ней не понаслышке.
Мы обратились к Нине Германовне Куликовских - руководителю поискового движения, директору Смоленского областного государственного казенного учреждения «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Долг»:
- Техника времен войны всегда вызывала коммерческий интерес. Были моменты, когда поступали анонимные звонки, ко мне захаживали разные люди - искали «крышу», поскольку наша организация имеет полномочия работать на территории Смоленской области легально и открыто. И, конечно, все попытки со стороны подобных «бизнесменов» были бессмысленны. Есть однозначно трактующийся закон «Об увековечении памяти погибших защитников Отечества»: все, что касается техники - собственность Минобороны, без согласования с которым, любая продажа, любой вывоз - незаконны. В прошлом году вышел приказ Минобороны №845. В нем еще раз говорится, что все найденные предметы, вооружение, техника, даже фрагменты техники передаются по акту, в военные комиссариаты.
О торговцах судьбами
Нина Куликовских рассказала журналистам «МК в Смоленск» о том, как некоторые граждане пытаются заработать на военной истории:
- Предметом купли-продажи может стать все что угодно. Мы это прекрасно знаем. Там, где товарно-денежные отношения, чаще всего нравственность отсутствует. Представляете, нам ведь даже предлагают на продажу медальоны солдат, ордена! А что такое солдатский медальон? Это восстановленная судьба. Люди, которых интересует только нажива, теряют нравственный стержень. Мы выработали позицию – ничего не покупаем. Мы не торгуемся – мы ищем. Стоит только создать прецедент, и будут специально за этим охотиться. Что уж тогда говорить о таких предметах, как танк. Или элементы техники…
Генеральная уборка
Нина Германовна Куликовских начинала поисковую деятельность в Вяземском районе конце 80-х годов прошлого века. В то время часто можно было услышать рассказы смолян о том, как в детстве они ныряли в речку с башни танка, или как грибники на болоте видели полузатонувшую технику. Она прекрасно помнит, как возле Богородицкого, у реки Курьяновки участники «Вахты памяти» находили фрагменты военной техники, тогда все это еще было на поверхности. За прошедшие десятилетия все подчищено, убрано, прежде всего, самими поисковиками, которые работают в связке с саперами, МЧС, с МВД, местными администрациями. По словам Нины Германовны, сегодня что-то найти уже непросто. В послевоенные годы танки и другая техника шли на металлолом – так местное население пополняло свои семейные бюджеты.
Конечно, кое-где поработали и черные копатели. Поисковикам с ними «не по пути», техника интересует участников «Вахт» только как возможность восстановить имена членов экипажей. Главная цель поискового движения – люди.
Дань моде?
А что касается вяземского объявления о продаже танка Т-IV… Руководитель поискового движения считает, что во многом – это дань моде. Чем дальше от нас война, тем больший интерес представляют предметы тех лет, техника, оружие. К сожалению, у многих сейчас почему-то больший интерес вызывает армия Вермахта. Однако Нина Германовна Куликовских не склонна «мазать всё черной краской». Она уверена, что знания о войне не должны быть однобокими, и с искренней симпатией относится к участникам реконструкций, которые воссоздают сцены боев, тщательно воспроизводят экипировку, снаряжение, оружие времен Второй мировой, участвуют в съемках фильмов на военную тематику. Возможно, однажды мы увидим вяземский Т-IV в одной из военных картин. Ведь смешно было бы предположить, что кто-то приобретет этот танк, как средство передвижения. Тем более, ездить по нашим дорогам на гусеничной технике запрещено.